Сергей Новиков (serge_novikov) wrote,
Сергей Новиков
serge_novikov

УЗБЕКИСТАН. Волшебная глина Риштана

IMG_0166.JPG


- Риштан? Конечно, знаю! Пиалки, косушки*, блюда – всё оттуда! Там и мастера, и цеха есть – посуду лепят, и расписывают, и обжигают. А сам городок маленький – всего один базар и два светофора.

(Водитель автобуса Фергана – Коканд)

В современном мире ремесло давно уступило дорогу промышленному производству. Сохранились лишь редкие оазисы ремесленников. Одни работают ради туристов, другие – те, что подальше от цивилизации - для местных жителей.

Узбекистан – одна из немногих стран, где первое не исключает второе. Здесь в одном и том же городе можно увидеть и кузницы, и ювелирные мастерские, и домашнее производство тандыров. Семнадцать лет назад правительство освободило мастеров от уплаты налогов, а их изделия - от таможенных пошлин при вывозе за границу. Неудивительно, что в Узбекистане народные промыслы представлены гораздо больше, чем в остальной Средней Азии.

Размявшись созерцанием ножей-пчаков на Ошском базаре в Южной Киргизии, я решил развить знакомство с рукоделиями Ферганской долине. После того как в Оше ножи были дотошнейшим образом обфотографированы, было решено не навещать ножевиков в узбекских городах Чуст и Шахрихан. Слишком мало было времени на поездку и слишком много хотелось ещё увидеть и записать.

Дорога повела в Риштан - маленький древний город между Кокандом и Ферганой. Находится он в Узбекистане, но большинство его 20-тысячного населения составляют таджики, а сразу за ближним полем начинается Киргизия.

IMG_0213.JPG
«Лохматый» грузовик на риштанской улице.


3.
IMG_0014.JPG


Такая мешанина в Ферганской долине – обычное дело, но примечателен город совсем не этим. Нет тут и известных памятников архитектуры, как, например, в соседнем Коканде. Славу Риштану приносят его гончары и «фирменная» красная глина.

По преданию, керамический промысел возник здесь больше тысячи лет назад. В IX-X столетиях, когда Риштан стал перевалочным пунктом на Великом шёлковом пути, гончаром там был каждый взрослый мужчина.

4.
IMG_0591.JPG
Коллекция риштанской керамики в Музее Востока (Москва).

5.
IMG_0594.JPG
Риштанское блюдо «чини» (стилизация под Китай), конец XIX века. Музей Востока (Москва).

К концу XIX века Риштан превратился в один из крупнейших в Средней Азии центров производства глазурованной посуды. К началу прошлого столетия в городке насчитывалось 80 гончарных мастерских, в которых работали 300 человек.
Известно, что именно риштанцы выделывали изразцы для дворца Худояр-хана в Коканде.

6.
184.JPG


При СССР риштанских мастеров объединили в артель «Янги хаёт» (по-узбекски «Новая жизнь»), а в 1960 году на её основе открыли завод керамических изделий, который просуществовал до первого десятилетия XXI века. Промысел не умер и с закрытием завода – сейчас керамисты работают по частным мастерским, готовят учеников и набирают заказы. Риштанские пиалы, ляганы, чайники, фигурные кувшины и игрушки можно увидеть и в самом Узбекистане, и далеко за его пределами.

7.
IMG_0208.JPG
Риштан, махалля Алишер Навои (бывшая Дукчиён).

С двумя яркими представителями традиционного Риштана - Шарофиддином Юсуповым и Алишером Назировым - довелось познакомиться в один день. Как везде на Востоке, знакомство легко завязалось на улице, стоило лишь хорошо порасспрашивать и внимательно выслушать. )) К усто** Шарофиддину привёл его дальний родственник, а к усто Алишеру – его брат Бахтиёр, встретивший меня на городском базаре.

8.
IMG_0216.JPG
Риштанский базар.


***

Шарофиддину-ака*** без одного года семьдесят, живёт он в махалле Алишер Навои, которую риштанцы помнят под старым названием Дукчиён. «Так называют мастеров, которые делают мелкие деревянные вещи, например веретёна и детали для детских люлек. А я вот керамист. Ещё у мамы во чреве керамистом был», - с улыбкой рассказывает усто Шарофиддин.

9.
IMG_0138.JPG


Учился он у своего отца Исамиддина Юсупова. В возрасте чуть за тридцать стал главным художником Риштанского завода керамики, примерно с того же времени постоянно участвует в выставках народного искусства в Узбекистане и за его пределами. Разменяв шестой десяток, удостоился диплома ЮНЕСКО, стал членом Академии художеств Узбекистана. Семейную традицию продолжает сын, 40-летний Фирдавс Юсупов.

10.
IMG_0195.JPG

Мастеров старше Шарофиддина, которые работают по традиционной гончарной технологии, в Риштане не осталось. Делает керамику у себя дома, отсюда же и продаёт.


Работы Юсупова выставлены в Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте, Ферганском областном краеведческом музее, Музее искусств Киргизии, Музее Востока в Москве, Музее этнографии в Петербурге, в Эрмитаже и других зарубежных собраниях.

Возят их и в места попроще и побойчее, например на Измайловский вернисаж. «Ну как переправляем? Понятное дело, из Ташкента. Проводнику в поезде денег дашь – довезёт. А в Москве на вокзале свои люди примут».

- В радиусе трёх километров от Риштана можно копать глину в любом месте – везде она будет чистая и красная. Всего-то нужно пропустить её через сетку, чтобы очистить от мелких камней и корешков. Потом чуть нагреваем, и всё – можно формовать, «вытягивать» посуду на гончарном кругу.

- Для росписи используем только три краски: кобальт, который даёт насыщенный синий цвет; окись меди – голубовато-зелёный, и железо, которое на глине становится коричневым.


11.
IMG_0145.JPG

Основной цвет, как правило, неизменен – все оттенки синего и бирюзового. По старинным верованиям, цвет чистой воды и безоблачного неба символизирует счастье. Как видим, в работах Шарофиддина Юсупова счастья много. )

12.
IMG_0162.JPG

***

Алишер Назиров – керамист в первом поколении. Мастерству учился с 12 лет, сейчас ему 56. Как и у Шарофиддина Юсупова, с именем Алишера связано немало добрых начинаний – работал главным художником на том же заводе керамики, участвовал в международных выставках, возглавлял городское отделение Ассоциации народных мастеров «Хунарманд», в середине 90-х стажировался в Японии в мастерской Исодзити Асакуры.

13.
IMG_0472.JPG

Произведения усто Алишера вошли в коллекции Государственного музея искусств Узбекистана, Ферганского областного краеведческого музея, Музея Востока в Москве, музее этнографии в Санкт-Петербурге, Музея керамики Асакура-сан в японском городе Комацу.

- Классический Риштан – это бирюзовый или белый фон глазури плюс крупный орнамент. Плоды граната, четыре цветка «чоргуль» - всё то, что у нас называется персидским словом «ислими», «растительный».

14.
IMG_0520.JPG

- Мелкая геометрическая роспись (про себя я назвал её «риштанской психоделикой». – С.Н.) выполняется быстрее и проще. Эта техника появилась в 70-е годы, когда художникам на заводе нужно было побольше заработать - зарплата ведь была сдельной. В лучшие времена, в 80-е годы, на этом заводе трудились до 2 тысяч человек. Традиционный узор по мере удаления от глаз просто уменьшается в размерах, а новый с каждым удалением воспринимается иначе. Видишь, как он рябит и пестрит? (Тут я вспомнил книги «Магический глаз», где монотонные узоры начинали превращаться в объёмные фигуры, стоило только расфокусировать взгляд.)

15.
IMG_0486.JPG


- Для обжига использовали вербу, «тал». При горении она даёт белый дым, который в отличие от чёрного не впитывался в глазурь и не придавал ей нежелательного оттенка.

Гончарная печь «хумдон» по виду неказиста – простой куб из самодельного кирпича, внизу - топка. Вместе с тем эта печь считается особым, священным местом. В старину, когда строили хумдон, приносили специальную жертву духам-покровителям – резали барана так, чтобы кровь стекла в топку. Ещё верили, что хумдон лечит бесплодие. Женщины забирались туда сразу после обжига, пока печь была тёплой.

16.
IMG_0238.JPG
Бахтиёр Назиров у гончарной печи.

- Сейчас холодно, до 20-х чисел марта керамику не делают. Теперь обжигаем на газе, а с ним напряжёнка: добывают его в Узбекистане, а газохранилище находится в Киргизии. Всё, что добываем, закачиваем в него, и вроде бы надо с киргизами делиться, но президенты всё никак не договорятся. Чтобы спасти ситуацию, газопровод в узбекскую часть Ферганской долины протянули аж из Бухары, но этого всё равно мало. Так что в Риштане газ для производства выделяют только с марта по октябрь.

После первого обжига посуду покрывают глазурью. Её делают, тщательно перетирая на жернове битое бутылочное стекло. Полученный мелкий порошок размешивают в воде, добавляют клейстера, чтобы глазурь не осыпалась при сушке, а потом поливают этой смесью сосуды изнутри и снаружи. В печи стекло расплавится и оденет глину в тонкий и прочный панцирь.

К слову, ручную работу легко отличить от фабричной – стоит только перевернуть посуду и посмотреть на донышко. Даже если оно покрыто глазурью, будут заметны следы от гончарного круга. Пиалы ручной работы не получится составить в ровную стопку – каждая из них хоть сколько-нибудь да отличается от других.

***

В 2005 году воплотилась давняя мечта усто - в Риштане открылась школа керамики, где сейчас преподаёт сам мастер. К его делу приобщились жена Алишера - Рано, его брат Бахтиёр и многочисленные ученики.

17.
IMG_0225.JPG
Во дворе керамической школы-мастерской Назировых.

Так выглядит керамический цех.

18.
IMG_0374.JPG

19.
IMG_0354.JPG
На гончарном кругу ученик вытягивает колбу для кальяна. Да, иногда они бывают глиняными. ))

20.
IMG_0372.JPG

21.
IMG_0336.JPG
А это будет косушка.

В другом цеху посуду расписывают перед обжигом. По-моему, это ещё более кропотливое дело, чем работа на гончарном кругу.

22.
IMG_0283.JPG

23.
IMG_0295.JPG

24.
IMG_0259.JPG

25.
IMG_0291.JPG


Изразцы в Риштане заказывают для многоквартирных новостроек областного центра, города Ферганы. На каждый такой дом из четырёх или пяти этажей идёт 120 квадратных метров изразцовой плитки.

26.
IMG_0459.JPG

27.
IMG_0460.JPG

28.
IMG_0437.JPG

- Все эти ребята, которых ты видел, - с гордостью сказал Алишер. - настоящие герои и трудяги. Они знают: чтобы стать мастером, нужно проучиться 15 лет без перерыва. Но никто из них не отказался.


===========================


* Так в Узбекистане и Таджикистане называют пиалу для лагмана и шурпы. Проще говоря, суповую.
** Уважительное обращение к старшему мужчине в Узбекистане. Употребляется как самостоятельно, так и в качестве «довеска» к имени.

*** тадж. «Мастер», «учитель».


Другие записи из этой поездки:
Ош. Три лика Новруза (часть третья, заключительная).
Ош. Три лика Новруза (часть вторая).
Ош. Три лика Новруза (часть первая).
Ош. Ножи усто Бахрама.
Средняя Азия. Разговоры.
Киргизия. На полях и мимоходом.
Средняя Азия. Галерея выдающихся соседей.
Сары-Таш. Горняшка, ширдачный уют и белое безмолвие.
Ош. Локальная топонимика от А до Х.
Ош. Дворы моего детства.
Узбекистан. Посудный базар и гадание на расплавленном свинце.
"Иссык салам, чон рахмат!" Средняя Азия-2014: итоги.
Alea jacta est: Москва - Ош.

Ещё по региону:
На встречу с весной. Средняя Азия-2013, итоги.
Памирская коллекция снов. (Популярная психология.)

Tags: Для будущей книги, Рукоделия народов мира, Узбекистан, Ферганская долина, Фоторассказы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments