Сергей Новиков (serge_novikov) wrote,
Сергей Новиков
serge_novikov

Categories:

Сомалиленд. Столица

IMG_3663.JPG

Столица Британского Сомали (1941-1960) и непризнанной Республики Сомалиленд (с 1991). Большой протяжённый город – второй по населению в Сомали после Могадишо. В Харгейсе и её предместьях проживают около 1,5 миллиона человек – половина населения страны.

Город состоит в основном из одно- и двухэтажных частных домов-параллелепипедов, совсем как на Арабском Востоке. Множество мечетей: говорят, их там больше трёхсот. Есть и очень небедные особняки, и бомжовые хижины из палок, тряпок и жестяных листов, совсем как в Джибути или в окрестностях Джиджиги.

В 1988 году, во время войны за независимость от Могадишо (1988-1991) Харгейса подверглась сильным бомбардировкам с воздуха, которые едва не стёрли её с лица земли. Однако в последующие годы город не только поднялся из руин, но и разросся. Во многом, если не во всём, это получилось без помощи международных организаций, благодаря вложениям сомалийской диаспоры.



Главная улица называется Independence Road.
1.

IMG_3642.jpg

Вдоль неё и на соседних перпендикулярных улицах располагаются основные базары, магазины, банки, а также представительства авиакомпаний, летающих через Харгейсу в другие города Сомали и в соседние страны (уже знакомые нам «Daallo», «Ethiopian», «Djibouti Airlines» и другие, помельче).
2.

IMG_3670.JPG

По вышеперечисленным признакам вы и узнаете «проспект Независимости» – табличками и указателями с названиями улиц Харгейса похвастаться не может. Остальным улицам по сравнению с проспектом повезло меньше – они и вовсе безымянные.

Посольства России и любой другой страны в Харгейсе нет. Есть лишь торговое представительство Эфиопии, где-то в западной части Independence Rd. Несмотря на свой недипломатический статус, оно может выдавать визы, нужно лишь разрешение из МИД Сомалиленда.

Достопримечательности.

Авторы «Lonely Planet» утверждают, что в Харгейсе их не больше, чем зубов у курицы. Действительно, античных или «хотя бы» средневековых развалин в городе нет, крепостей, старых кварталов, парков и высоких гор – тоже, а единственный музей, разрушенный бомбардировками в конце 1980-х, так и не был восстановлен.

Тем не менее, всё не так безнадёжно – сегодня в городе есть по крайней мере две достойные внимания статичные достопримечательности.

Первая – это самолёт-памятник, старый советский «МиГ» ВВС Сомали, один из тех, что в 88-м разрушали Харгейсу, взлетая из её же аэропорта. Повстанцы самолёт то ли сбили, то ли взяли целым и невредимым. Так вражеская машина оказалась не на свалке, а на почётном месте. На Independence Rd. – в центре столицы нового (пусть и не такого, «как все») государства.
3.
IMG_3634.JPG

На постаменте под «МиГом» изображены сцены борьбы за независимость. Рельефно и крупно показаны истекающий кровью старик и женщина с зелёно-бело-красным флагом Сомалиленда – жертвы бомбардировок Сиа́да Барре́; поменьше и без рельефности – картинки, на которых местные повстанцы идут с ножом на вооружённых «калашниковыми» «красных беретов» из Могадишо.
4.

IMG_3623.jpg

5.
IMG_3622.jpg

Вообще при осмотре памятника создаётся впечатление, что постамент оформлял победитель конкурса детского рисунка на тему тех не столь давних событий.

Не менее колоритен и другой монумент – устремлённая вертикально вверх Рука великана с картой Сомалиленда. Имя создателя этой малой архитектурной формы мне неизвестно, но единство стиля, в котором выполнены та бетонная Рука и постамент «МиГа», наводит на мысль, что над ними обоими трудился один и тот же ребёнок. Находится Рука где-то на полпути между Independence Rd. и аэропортом. Будете в этом месте – обязательно сфотографируйтесь рядом с Рукой!

В остальном же, как и в случае со всем Сомалилендом, Харгейсу можно уверенно назвать одной большой достопримечательностью – с её жарой, пылью, малоэтажностью; разноголосьем азанов, автомобильных гудков и мелодий мобильников; штабелями денег в тачках дачного типа, небом в паутине электропроводов, чатовыми посиделками и общей расслабленной и одновременно оживлённой атмосферой.
6.
IMG_3641.JPG

7.
IMG_3679.jpg
Знаменитая сомалийская рисованная реклама. А вдруг покупатель (клиент) неграмотный?

8.
IMG_3775.JPG
Рынок чата недалеко от гостиницы Oriental.

Столичные жители.

В светлое время суток до предзакатного намаза на улицах полно пешеходов, машин и осликов с тележками-водовозками. Некоторые авто будут останавливаться аж посреди проезжей части, чтобы пассажиры поглазели на иностранца.
9.

IMG_3660.JPG

Некоторые водители предложат подбросить до нужного места, даже если им надо в другую сторону. Таксисты могут подвезти бесплатно – всё из интереса к заморскому путешественнику!

10.
IMG_3628.jpg

Пешеходы – как заведено в мусульманской стране, преимущественно мужчины – будут скапливаться и рассматривать вас, но не так настырно, как в Эфиопии. Знающие английский язык попробуют завести беседу.

11.
IMG_3652.jpg

Где-то вас пригласят на чай, в другом месте – сразу в гости. В доме вы будете весьма почётным человеком: соседи, родственники и друзья хозяина будут заглядывать к нему, чтобы вами полюбоваться. Впрочем, на вписку вас позовёт не каждый сомалиец.

Белые люди в Харгейсе встречаются редко, обычно внутри джипов. Есть отделения иностранных организаций – Danish Demining group, UNDP и WFP (Программа Развития ООН и Всемирная продовольственная программа). Однако ни погостить, ни тем более переночевать у них не удалось.

Гостиницы.

Выбор автора – старейший в городе отель «Oriental» (1953), в самом центре, недалеко от Independence Rd. Через дорогу от гостиницы – одно из многих городских интернет-кафе и большая новая мечеть.
12.
IMG_3617.jpg
Харгейса. Внутри гостиницы Oriental.

На втором этаже в коридоре стоит одинокий компьютер общего пользования с бесплатным, но медленным интернетом; к нему, как правило, очередь. На первом этаже есть ресторан. Среди по-настоящему значимых недостатков – да простят меня мусульмане! – можно припомнить только соседство с мечетью, в которой ни свет ни заря врубают азан на полную громкость. ))
13.

IMG_3613.JPG
Oriental. Шумное соседство. ))

Новая продвинутая гостиница «Ambassador» расположена вплотную к аэропорту (см. ниже). Есть бесплатный интернет и собственная служба такси. Именно там, обычно по пятницам, останавливаются русские лётчики в перерывах между рейсами.

Третий разведанный отель располагается недалеко от Руки-с-Картой; здание само по себе приметное, но название стёрлось из памяти. Есть бесплатный интернет, после 11 вечера на улицу не пускают – говорят, что опасно.

Вообще гостиниц в городе полно, но о расположении первых двух знают все жители Харгейсы. К ним-то вас поначалу и направят. Проблем с заселением иностранцев со стороны властей нет, не то что где-нибудь в Кабуле.

Питание.

Едальни в столице Сомалиленда встречаются почти так же часто, как обменники и лотки с чатом, так что с обедом проблем не будет весь год, кроме Рамадана. Меню в харгейсинском общепите не очень разнообразно, но и ощущения, будто вы на строгой диете, не возникнет. Здесь я перечислю только те блюда и напитки, которые пробовал сам и которые мой желудок принимал без малейшего намёка на бунт.

Фуль – густая пряная похлёбка на основе фасоли и гороха, точь-в-точь как у арабов – считается самым простонародным блюдом. Как правило, подаётся с кусочками батона и водой сомнительной чистоты в металлическом стакане. Если не хотите отравиться, лучше закажите чая, колы или воды в бутылках типа «Hargeysa».

Очень распространены макароны с вегетарианским соусом или с мясом – бараниной или верблюжатиной. Сомалийцы называют их на итальянский манер – «паста форно».

Из фруктов повсеместно продаются бананы, манго, арбузы и дыни.

Среди напитков весьма популярен чай с молоком по-английски. Его принято пить очень сладким из прозрачных стеклянных стаканчиков. Кофе, к сожалению, может встретиться только в виде исключения. Зато достаточно мест, где разливают охлаждённые соковые коктейли из манго, гуавы и лайма, и всё за сущие копейки.
14.
Йемен-2008 154.jpg

Бутилированная вода местного производства встречается везде. Алкоголь не продаётся, по крайней мере легально.

Транспорт.

Городские автобусы – старенькие «буханки» «Тоyota Coaster» – ходят только в светлое время суток. Маршрут никак не обозначен, его приходится уточнять у пассажиров. Деньги за проезд (20 центов) собирает билетёр в салоне.

Такси бывают как днём, так и ночью. Дневная поездка от «МиГа» на Independence Rd. до аэропорта обойдётся в $5, хотя поначалу с вас, конечно, попросят больше.

В разных районах города есть несколько автостанций, которые различаются по направлениям. Все они хаотичны, залов ожидания не имеют и живут под открытым небом без расписаний, от рассвета и до заката. Основной, если не единственный вид транспорта там - легковые коллективные такси, показанные на заглавной фотографии.

Одна из этих автостанций – на Берберу и Буръо (второй по величине город Сомалиленда) – видна с крыши гостиницы «Oriental». Дорога в Берберу на коллективном такси занимает три часа.
15.

IMG_3592.jpgХаргейса. Автостанция на Берберу с крыши гостиницы «Oriental».

По заверениям таксистов, из Харгейсы бывает транспорт и к границе Джибути, и в Пунтленд, и в какие-то приграничные сомалийские селения Эфиопии.

Аэропорт имени президента Эгала (Egal International Airport) появился в 1958 году – ещё при британцах, за пару лет до провозглашения независимости Сомали.
16.

IMG_3704.jpg

Находится на южной окраине города, в 5-6 километрах от самолёта-памятника. Легко доехать городским транспортом: такси от самолёта-памятника довезёт туда долларов за пять.
17.
IMG_3747.JPG

Несмотря на международный статус и имя одного из местных президентов в названии главный аэропорт Сомалиленда выглядит не намного круче, чем провинциальный российский порт где-нибудь в Костроме.
18.

IMG_3743.JPG
Харгейса. Мемориальная доска колониальных времён на главном здании аэропорта.

Из Харгейсы существуют нечастые, но регулярные прямые рейсы на Аддис-Абебу, Джибути и саудовскую Джидду, а также в сомалийские Босасо, Галькайо и Могадишо.

Между городами Сомали самолёты летают не ахти как регулярно, но часто. Билеты надо подтверждать накануне вылета, даже если они уже на руках, иначе на ваше место посадят другого. Спрос на перелёты велик, несмотря на достаточно высокую, по сомалийским меркам, стоимость.

Поскольку передвигаться наземным транспортом по Сомали часто бывает небезопасно, то очевидно, что самолёты являются здесь наиболее удобным видом транспорта. Их гоняют туда-сюда. Не успел самолёт приземлиться, а пилоты - его проверить, как тут же нужно снова взлетать. Бывают случаи, когда самолёт должен лететь в одну точку, но по каким-то причинам его отправляют в другую, и пассажирам приходится ждать следующего борта.

В харгейсинском аэропорту бывает только два вида самолётов - старые советские Ан-24 и Ил-18 африканских микрокомпаний и маленькие ооновские самолётики «Всемирной продовольственной программы», c буквами «WFP» на киле.
19.
IMG_3709.JPG

20.
IMG_3766.JPG
Ил-18 Могадишо - Харгейса - Джибути. За штурвалом пилоты из Краснодара.

21.
IMG_3736.JPG


22.
IMG_3759.JPG
Самолётики Всемирной продовольственной программы в аэропорту Харгейсы.

Улететь по договорённости с русскими пилотами «Анов», думаю, вполне возможно. Ооновцы же, как было проверено на себе, возят только своих, а людей со стороны не берут и за деньги.

На западной окраине аэропорта обнаружится свалка старой техники с остовом вертолёта Ми-8 и нелетающим Ил-18 - ровесниками советско-сомалийской дружбы.
23.

IMG_3723.JPG

На южной окраине, за «взлёткой», можно разглядеть скелеты двух древних «МиГов» с опознавательными знаками ВВС Сомали - белой пятиконечной звездой в голубом круге.

Покупки, сувениры.

«Этнические» лакомства в основном заимствованы у арабов и называются, естественно, по-арабски. Это и халва (с ударением на первый слог), которая больше смахивает на российский щербет, и хариса, которая всем, кроме красного цвета, напоминает привычную у нас халву. Авторы прикупили то и другое на одном из базарных лотков в центральном районе Xarunta Dhexe (Харунта Дэхе) где-то между гостиницей «Oriental» и офисом «Africa Online». Шанс довезти эту вкуснятину до дома велик - она не сильно крошится и не портится на жарком африканском солнце.

Очень хороши цветастые полосатые шали из Бомбея, которые так любят и городские и сельские сомалийки.

Современная мужская традиционная одежда в основном тоже привозная - пришедшие из Северного Йемена кашмирские головные платки с узорами-«огурцами», арафатки с Аравийского полуострова и юбки из Йемена и из Индонезии. Впрочем, на всём этом вряд ли стоит зацикливаться, если у вас дома уже есть арафатка.
24.
Йемен-2008 180.jpg
Орнаменты мужских юбок на базаре в городе Таиз (Северный Йемен).

Хорошим сувениром могут послужить 500-шиллинговые купюры. На них изображено не абы что, а целых два «краеведческих» сюжета – здание Центробанка в Харгейсе и отара овец в берберском порту перед отправкой куда-нибудь в Саудию. Правда, чтобы отыскать в толстой пачке хотя бы 10 новых, неизмятых бумажек, придётся приложить немало усилий!

Флажки непризнанной страны, кепки и футболки с её символикой и прочее в том же духе найти трудно, но возможно. Так, однажды автора этих строк, заметив его нескрываемый интерес к местной жизни, на улице догнали двое аборигенов и... подарили брелок с надписью «I love Somaliland»!

Карты. Детальные аэрофотоснимки кварталов Харгейсы и её окрестностей есть на сайте Викимапии.

Другие записи:
Покорению Сомалиленда - шесть лет!
Бербера. По стране.
Tags: Африка, Занимательная геопроктология :), Непризнанные государства, Путеводители, Сомалиленд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments